Финалист конкурса «Педагог года 2017»
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2016-2017 учебном году
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2017
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2013
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2014
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2015
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2016
Участник Рейтинга школ, показавших высокие образовательные результаты в 2012-2013 учебном году.
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2014-2015 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2015-2016 учебном году
Юго-Западный административный округ

Программа развития

УТВЕРЖДАЮ

И.о. директора ГБОУ Физматшколы № 2007

_____________________С.Г. Старовойт

« 01 » ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­сентября 2015 г.

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ школы

на 2015-2020 гг.

I. ВВЕДЕНИЕ.

Развитие школы – это закономерное, позитивное изменение школы (ее целей, содержания, методов, форм организации) и ее управляющей системы, приводящее к эффективному достижению качественно новых результатов образования, воспитания, развития учащихся.

Существование любой системы предполагает ее периодическое изменение, обновление. Образование не является исключением и подчиняется тем же законам. Выбор направления изменения в образовании зависит от нескольких факторов. Делая выбор, мы, с одной стороны, опираемся на государственный заказ, с другой на результаты собственной аналитической деятельности.

Позиция государства изложена в основных концептуальных документах: в Законе РФ «Об образовании», Концепции модернизации российского образования, в «Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации», в городской целевой программе развития образования «Столичное образование».

В нашей стране чрезвычайно динамично и быстро по историческим меркам происходит становление рыночной экономики, правового государства, гражданского сознания.

Стремление школы к развитию реализуется через целенаправленный образовательный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся документальной констатацией достижения учащимися определенного общего и профессионального уровня знаний, умений и навыков.

Программа развития школы на 2015-2020 годы является концептуальной и организационной основой образования, определяющей стратегию развития школы как общеобразовательного учреждения. Программа определяет цели, задачи, приоритетные направления развития образования и воспитания подрастающего поколения.

Основные цели программы развития и образовательной программы школы сформулированы в Уставе школы, где декларируется, что приоритетной идеей образовательной программы школы является содействие пополнению интеллектуальной и, прежде всего, научной элиты России путем предоставления обучающимся, проявляющим способности к математике и естественным наукам, возможности получения углубленного образования по всему спектру изучаемых в школе дисциплин.

Определяя приоритеты построения управления образовательной программой, мы исходим из понимания образовательного процесса как организованной совместной деятельности педагогов, учащихся, родителей по достижению оптимальных для каждого ученика результатов обучения, воспитания, развития.

Педагоги нашей школы убеждены, что в управлении образовательным процессом должны реализовываться человекоцентристские принципы:

· создаваться условия, обеспечивающие развитие и саморазвитие личности каждого ученика и учителя в соответствии с индивидуальными потребностями, потребностями школы и общества в целом;

· осуществляться взаимодействие участников процесса обучения в рамках сотрудничества, сотворчества, взаимоуважения;

· формироваться положительная мотивация учебной и педагогической деятельности.

II. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ШКОЛЕ.

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением физики и математики № 2007 была открыта в 2003 году.

Учредители школы: Департамент образования г. Москвы, Юго-Западное окружное управление образования Департамента образования г. Москвы.

Здание школы построено по стандартному проекту. В школе имеются два спортзала, библиотека, медиатека, столовая, три кабинета информатики, актовый зал, два лекционных зала, медицинский кабинет, шесть кабинетов математики и четыре кабинета физики. Техническое состояние школы – хорошее.

С первого сентября 2003 г, т. е. со дня открытия школы, она работает как школа с углубленным изучением физики и математики.

Проектная мощность школы – 660 человек. Однако в связи с необходимостью разбиения классов на группы на уроках физики и математики максимальная вместимость школы не превышает 440-460 человек.

В 2003-2005 гг. в школе обучались учащиеся с седьмого класса и старше, как это принято в физико-математических школах.

По согласованию с Управлением образования Юго-Западного округа в 2005/2006 учебном году в школе дополнительно открыты 5-е и 6-е классы, что было закреплено внесением соответствующих изменений в Устав школы.

В 2016 году, с целью расширения педагогического опыта, школе передается в оперативное управление дополнительное здание. Это подразумевает увеличение контингента учащихся и кадрового состава школы.

В 2014/2015 учебном году в школе обучается 578 учащихся в одну смену. Скомплектовано 16 классов: II ступень (5 – 9 классы) – 458 человека (17 классов), III ступень (10 – 11 классы) – 120 человек (5 класса).

В соответствии с Уставом школа работает по шестидневной рабочей неделе.

Продолжительность урока – 45 минут.

Вторая половина дня – индивидуальные консультации, работа творческих объединений, секций, факультативов, спецкурсов, общешкольные творческие мероприятия и дела классов.

Педагогический коллектив составляют 107 педагогов. Среди них число педагогов, осуществляющих основное образование, составляет 78 человек, из них:

- ученую степень имеют шесть человек (6 кандидатов наук);

- высшую категорию имеют – 24 человека, первую – 9 человек, вторую – 8 человек.

Педагогический коллектив школы характеризуется

а) по образованию высшее-94,

б) по стажу работы

До 3 лет

4-10 лет

11-20 лет

Более 20

14

12

27

57

в) по квалификационным категориям

Работники с высшей категорией

С I квалификационной категорией

39

20

г) количество педагогов, имеющих отличия

Название

Количество работников

Народный учитель

-

Заслуженный учитель

2

Почетный работник общего образования

9

Отличник народного просвещения

3

Грамота Министерства образования

7

Грант Мэра Москвы

8

Лауреат премии мэрии Москвы

1

В школе созданы методические объединения учителей предметников:

- филологов;

- математиков;

- физиков;

- учителей общественных наук;

- учителей информатики;

- учителей иностранного языка;

- учителей естественно-научного цикла.

В школьной библиотеке создан библиотечный фонд с количеством единиц хранения около 30, тыс. экземпляров. Помимо полного набора необходимых учебников (около 24,5 тыс. экз.) он включает более 5 тыс. экземпляров художественной и 6,8 тыс. экземпляров научно-методической литературы.

Библиотека располагает современной информационной базой (имеет электронный каталог, электронные учебники). Оборудована локальная сеть, есть выход в Интернет. В медиатеке имеется в наличии 65 пособий на электронных носителях.

Большой читальный зал библиотеки имеет большое количество справочной, специальной и научно-популярной физико-математической литературы, предоставленной для открытого доступа.

Особенности управления школой.

Общее управление школой осуществляет Управляющий совет школы.

Административное управление осуществляет директор и его заместители.

Основной функцией директора школы является координация усилий всех участников образовательного процесса через Управляющий совет школы, педагогический совет, методический совет, общешкольную конференцию.

Заместители директора реализуют, прежде всего, оперативное управление образовательным и воспитательным процессами, социальной защитой учащихся и осуществляют мотивационную, информационно-аналитическую, планово-прогностическую, организационно-исполнительную, контрольно-регулировочную и оценочно-результативную функции (см. схему 1).

Схема 1.

Организационная структура управления школой.

Блок-схема: альтернативный процесс: Педагоги дополнительного образованияБлок-схема: альтернативный процесс: Руководители творческих объединений и спортивных секцийБлок-схема: альтернативный процесс: Заместитель директора по учебной работеБлок-схема: альтернативный процесс: Методические объединенияБлок-схема: альтернативный процесс: Учителя-предметникиБлок-схема: альтернативный процесс: Классные воспитателиБлок-схема: альтернативный процесс: Методисты и воспитателиБлок-схема: альтернативный процесс: ПсихологБлок-схема: альтернативный процесс: СоцпедагогБлок-схема: альтернативный процесс: Методический совет Блок-схема: альтернативный процесс: Технические работникиБлок-схема: альтернативный процесс: Заместитель директора по воспитательной работеБлок-схема: альтернативный процесс: Заместитель директора по учебно-воспитательной работеБлок-схема: альтернативный процесс: Заместитель директора по социальной работеБлок-схема: альтернативный процесс: Заместитель директора по АХРБлок-схема: альтернативный процесс: Совет школыБлок-схема: альтернативный процесс: ПедсоветБлок-схема: альтернативный процесс: Директор школы

Социальное окружение школы.

На образовательную ситуацию в школе большое влияние оказывает ее расположение на южной окраине города Москвы. Учащиеся приезжают в школу из районов Южного и Северного Бутова, Ясенева, а также из районов Новой Москвы.

Расположение школы вдали от культурных и просветительских центров Москвы затрудняет удовлетворение интеллектуальных, эстетических и спортивных потребностей учащихся, а также подбор высококвалифицированного педагогического состава школы.

Субъекты и источники социального заказа школы.

Деятельность школы учитывает запросы социума, определяемые в ходе, проведенных исследований.

Большинство учащихся, поступающих и обучающихся в школе, выбрало ее по рекомендации или по настоянию родителей и только меньшая их часть связывает свой выбор с перспективой получения углубленного физико-математического образования.

Для родителей немаловажным фактором, влияющим на выбор школы, являются сведения об условиях обучения и отношения педагогического коллектива к учащимся. При этом фактор получения углубленного физико-математического образования также далеко не всегда является определяющим.

Большинство родителей обучающихся ограничивают свое сотрудничество со школой контролем за выполнением домашних заданий детей и имеют недостаточное представление о состоянии школьных дел. В социальном заказе они ставят на первый план обеспечение подготовки для поступления в вузы, подготовку к жизни в условиях рынка и развитие способностей. Школа открыта для взаимодействия и сотрудничества с родительской общественностью, как через сайты школы так и при непосредственном общении. В школе проходят мероприятия для родителей мы привлекаем родителей к участию в школьной жизни и надеемся на дальнейшее развитие сотрудничества.

III. СОСТОЯНИЕ школьного УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

И ПРОБЛЕМЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

1. Общие сведения о системе школьного образования

Школа работает по учебному плану, разработанному в соответствии с целями и задачами школы, а также в соответствии с требованиями «Московского регионального учебного плана» для общеобразовательных учреждений с углубленным и расширенным содержанием образования. В полном соответствии друг с другом находятся базовый и школьный компоненты учебного плана.

Создание собственной модели организации учебно-воспитательного процесса потребовало корректировки учебных программ как углубленного изучения физики и математики, так и программ других предметов и, в первую очередь информатики, в которых на первый план выдвигаются воспитание познавательной активности учащихся, создание условий для развития творческой деятельности, приобретение учащимися практических навыков, умения самосовершенствоваться, способности к самостоятельному развитию.

Углубленное изучение предмета специализации «физика» реализовано за счет увеличения количества часов в неделю с обязательным делением класса на подгруппы, что дает возможность обеспечить индивидуальную работу с учащимися при изучении предмета, решении задач, проведении лабораторных и практических работ.

В 5-6 классах введен 2-х часовой курс естествознания – «Основы естественнонаучных исследований», являющийся пропедевтическим курсом физики и служащим для более ранней подготовки школьников к изучению предмета на повышенном уровне.

Отдельные вопросы общеобразовательной программы 7-8 классов, знание которых необходимо для участия школьников в окружных олимпиадах по предмету и требующие углубленного изучения, выделены в отдельный курс «Спецфизика». Этот курс введен в учебный план 8-го класса и по времени изучения отдельных тем и вопросов согласован с прохождением основной программы по физике.

Большое внимание уделяется созданию расширенного лабораторного физического практикума. Для его проведения учителями школы составляются и издаются методические пособия.

В школе создана и развивается система дополнительного образования, специфика которой определяется объективно существующей взаимосвязью с основным (базовым) образованием, обусловленным статусом образовательного учреждения с углубленным изучением физики и математики, его материальной, методической базой, особенностями воспитательной системы в целом.

Координаторами учебной и внеурочной деятельности учителей-предметников являются учебно-методические объединения и кафедры. Тема индивидуального исследования учителя, согласованная с руководителем методического объединения, выбирается с учетом следующих направлений:

· разработка системы творческих заданий к существующим и новым технологиям обучения;

· разработка научно-методического обеспечения к развивающейся системе дополнительного образования;

· совершенствование научно-методического обеспечения кабинетов – творческих учебно-исследовательских лабораторий;

· обобщение результатов собственной педагогической деятельности;

· выступление на окружных и городских предметных конференциях и проблемных педсоветах.

Существенную роль в жизни школы играет библиотека, фонд которой целенаправленно пополняется и расширяется, обеспечивая растущие запросы учителей и учащихся не только в учебниках, но и разнообразной дополнительной литературе.

Помимо усилий, направленных на отбор учеников и обеспечение учебного процесса, администрация организует проведение на базе школы городского математического турнира Архимеда для школьников 6-7-х классов, а также целый ряд предметных семинаров: традиционный городской семинар для учителей физики и математики, задуманного как место встречи учителей с ведущими учеными и педагогами г. Москвы, городские семинары по химии, экологии, биологии с привлечением сотрудников РАН, ЦПМ, Городского методического ценра.

Физматшкола 2007 располагается в развивающемся микрорайоне города, в котором проживают достаточно молодые люди, имеющие, в большинстве своем высшее образование, что определяет содержание ключевых направлений образовательной программы:

– обеспечение высокого уровня качества знаний, определяющих профессиональное и гражданское самоопределение личности;

– развитие у учащихся мотивации к дальнейшему получению образования;

удовлетворение разносторонних, культурных и духовных потребностей;

– адаптация выпускников в постоянно изменяющихся социально- экономических условиях.

Благоприятная ситуация складывается в части отношения самих подростков к образованию. По результатам социологического обследования получены данные, свидетельствующие о желании обучающихся иметь хорошие знания не только для продолжения образования, но и для будущего профессионального роста, с которым они связывают успешность на работе, хороший заработок, крепкую обеспеченную семью.

Со дня основания школа устанавливает сотрудничество с учебными и научными институтами: институтом общей физики имени А. М. Прохорова Российской академии наук, в рамках которого институт помогал школе оборудованием, готовил и проводил циклы лекций, организовывал экскурсии в научные лаборатории, НИЦ Курчатовский институт, МФТИ,

с физическим факультетом МГУ, с Кабинетом методики преподавания элементарной математики МГУ, с Государственным университетом – высшей школой экономики, с Московским государственным университетом приборостроения и информатики, с математическим факультетом МПГУ, с Московским государственным областным университетом.

С момента открытия школы ведется работа по формированию традиций: Дня знаний, Дня Учителя, День лицеиста, Дня школы, Дня здоровья, Новогоднего карнавала, Вечера встречи с выпускниками, конкурса патриотической и военной песни, празднование Масленицы.

2. Физико-математическое образование в школе

С нашей точки зрения, повышения качества обучения физике и математике следует добиваться не только (и не столько) за счет увеличения объема изучаемого материала, но, прежде всего, за счет формирования творческих качеств учащихся, что предполагает создание условий для целенаправленного формирования опыта самостоятельной математической деятельности. Поэтому в основу нашей концепции положены принципы личностно-ориентированных технологий обучений.

В связи с этим цели углубленного физико-математического образования на современном этапе развития школы могут быть сформулированы следующим образом:

· интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для научной деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в обществе;

· овладение конкретными физическими и математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;

· формирование представлений о физике и математике как части человеческой культуры, понимания значимости точных наук для общественного прогресса;

· формирование представлений об идеях и методах физики и математики как форме описания и методе познания действительности.

Переход к профильному обучению физике и математике в средней (полной) школе поставил целый ряд проблем перед методикой обучения, поскольку появилась фактически новая массовая форма дифференцированного обучения – возникло много профильных физико-математических классов, существенно отличающихся от традиционных классов с углубленным изучением физики и математики.

Новой эту форму дифференциации можно назвать потому, что профильные классы – это не прежние уникальные классы с углубленным изучением предмета, в которых обучались преимущественно чрезвычайно способные, талантливые в области физики и математики школьники (таких классов было мало). С другой стороны, профильные классы – это и не обычные общеобразовательные классы, где физика в конце 70-х годов изучалась 4-5 часов в неделю, но интерес учащихся к этому предмету и их способности не отвечали во многих случаях задаче дальнейшего продолжения образования в вузах вообще и в технических вузах в частности.

В старших классах школы приходится работать с учащимися, интересующимися физикой и математикой и планирующими продолжить образование в МГУ, а также в различных физических, инженерных и экономических вузах. Однако ввиду массовости профильных классов среди этих учащихся далеко не всех можно считать одаренными в области физики и математики. Для них большую роль играет совершенствование учебной мотивации, работа по формированию общеучебных умений, реализация развивающего потенциала изучения физики и математики.

В Физматшколе 2007 заметную часть контингента составляют именно такие учащиеся. Основной причиной, по которой каждый из них поступил в школу, может быть:

- интерес к физике и математике и намерение после окончания школы продолжить свое образование в технических вузах;

- неудовлетворенность уровнем преподавания предметов в окружающих школах, связанная, например, с крайне малыми домашними заданиями или их отсутствием;

- неоправданная легкость обучения, заниженные требования к знаниям и, в частности, чрезмерная легкость получения хороших и отличных оценок в «той» школе;

- хорошие отзывы о школе (эта причина является основной для родителей поступающих учеников).

Мы предпочитаем выстраивать образовательную систему нашей школы, ориентируясь на понятие «школа с углубленным изучением физики и математики» в его прежнем понимании, а не на понятие «школа с профильными классами. В своей работе мы исходим из следующих положений:

1) основу современного углубленного физико-математического образования должно составлять решение задач как основной вид деятельности по математике, а также решение задач и экспериментальная подготовка как основной вид деятельности по физике;

2) углубленное физико-математическое образование должно обеспечивать учащимся возможность поступления в любое высшее учебное заведение по специальности, требующей высокого уровня владения математикой и физикой и создать условия для успешного обучения в соответствующем вузе;

3) система углубленного физико-математического образования, существующая в нашей стране уже несколько десятилетий и доказавшая свою эффективность в создании, сохранении и повышении высокого уровня развития естественных наук, признана во всем мире. Поэтому в своей работе мы активно используем опыт и наработки известных школы с профильным изучением физики и математики.

3. Проблемы школьного образования

За годы существования школы обозначился ряд проблем, связанных с особенностями и спецификой ее работы. Среди этих проблем можно выделить следующие.

Организация набора в школу. Число школ, имеющих специализированные классы, постоянно растет, поэтому необходимо продумывать пути решения возникающей проблемы путем широкой информации о школе и заблаговременной приемной кампании.

Отбор учащихся в нашу школу ведется на конкурсной основе. Критериями отбора служат не только знания и навыки, но и способности к продуктивной мыслительной деятельности, желание учиться и трудиться.

Привлечение учащихся в школу планируется посредством

· распространения информации о школе, в том числе через СМИ;

· поиск потенциальных учащихся среди победителей олимпиад и других соревнований;

· организация городских соревнований в школе (например, турнир Архимеда, турнир математических и физических боев);

· организация открытых конференций и летних школ;

· публикация статей и брошюр для школьников и родителей;

· вечерняя школа по профильным предметам;

· организация бесплатных консультаций для учащихся других школ.

Защита обучающихся от перегрузок. Сохранение их физического и психического здоровья. По нашему мнению, главная защита от перегрузок – это умение правильно учиться, т. е. не зубрить новый материал, а усваивать его с пониманием всех логических связей с предыдущими знаниями, активное участие детей в учебном процессе, поощрение их уточняющих и познавательных вопросов по теме. Когда учение происходит активно и внутренне мотивированно, то даже усталость бывает приятной. В этом состоит кредо школы: перегрузка детей возникает не от количества учебного материала, а от неправильного его усвоения, когда дети воспринимают материал поверхностно и пассивно, когда накопленное в прошлом непонимание приводит к потере желания учиться.

Интересно, что научившиеся учиться дети буквально «вытягивают» из учителя дополнительные знания, им нравится высокий темп познания и самореализации, что вовсе не приводит к перегрузкам, а напротив, тренирует их умение и желание полноценно учиться.

Конечно, бывают дети, которым учиться трудно: либо они часто болеют, либо у них от природы медленный темп работы, либо у них более гуманитарные склонности. Многим из таких детей удается помочь после индивидуальных бесед и занятий, а некоторым приходится искать более подходящие условия обучения.

Для решения этой проблемы проводится регулярный опрос учителей для выявления отклонений в развитии некоторых детей, анкетирование самих детей на тему их загруженности и успешности в решении проблем обучения, постоянные встречи с детьми в неформальной обстановке.

Возрастные различия при специализации детей. Дети изучают математику, начиная с 1-го класса, потому к 6-му классу у них уже проявляются склонности к занятиям математикой. В то же время физику они начинают изучать только в 7-м классе, поэтому желание серьезно заниматься физикой приходит обычно к 9-10-му классу. Преподавание информатики также начинается в 7-м классе, поэтому если у детей и есть интерес к компьютерным технологиям, то это заслуга семьи.

Эти трудности предполагается преодолевать путем создания специализированных групп внутри класса. Например, выявляется половина 8-го класса, которая начинает работу как физико-математическая, а другая половина – как математико-программистская. Затем детям предоставляется возможность перехода из одной группы в другую.

Дефицит умения учащихся работать в коллективе, умения сотрудничать или организовывать общую работу. На наш взгляд, организация обучения в школе должна предусматривать возможность участия детей в управлении образовательно-воспитательным процессом, развитие коммуникативных способностей, постижение азов управления, работы с людьми, возможность отстаивать свои права. Для обучения детей этому навыку проводятся командные соревнования, даются коллективные задания, проводятся тренинги с целым классом.

За время стала заметнее роль психологов в школе, им удалось решить ряд сложных детско-родительских проблем, помочь вновь набранным детям адаптироваться к новым требованиям обучения. Очевидно, что роль психологической службы в школе должна постоянно усиливаться.

Недостаточный обмен материалами между учителями, трудность выкроить время для совещаний. Выход мы видим в компьютеризации работы: учителя могут оставлять материалы в виде файлов на специальном компьютере, установленном в специальном помещении.

Недостаточность межпредметных связей, рассогласование программ по разным предметам. К сожалению, многочисленные современные учебные программы не предусматривают такого согласования. Например, темы «векторы», «логарифмы» и «производная» проходятся математиками позже, чем физиками.

На решение двух последних проблем нацелена работа школьных методических объединений.

Решение этих проблем мы видим и через участие в проекте

« Московская электронная школа».

IV. Концепция развития школы

Цивилизация вошла в новый этап развития, который можно охарактеризовать как «информационное общество». Происходит глобализация и ускорение всех аспектов жизни, возникают проблемы на стыках наук и культур. Ответить на этот вызов времени возможно путем построения школы как центра образования, идущего с опережением мировых тенденций. Сейчас, как никогда, Россия нуждается в интеллектуальной элите, способной ставить и решать принципиальные задачи развития человека и науки. Воспитание такой элиты составляет основную цель и основу концепции развития школы.

Кроме того, за последние тридцать лет в мире выявился разрыв трех образовательных парадигм: гуманитарной, естественнонаучной и социально-экономической. Наличие этого деления создает множество трудностей для выпускников средних школ: снижает их профессиональную мобильность, затрудняет переход к новым видам деятельности.

В связи с этим основная миссия школы видится в преодолении пропасти между двумя культурами – физико-математической и гуманитарной, что, на наш взгляд, позволит ее выпускникам добиваться успеха в самых разных областях. Школа призвана готовить интеллектуальную элиту для России, на основе:

· обучения школьников, проявляющих способности к физике, математике и естественным наукам, посредством синтеза трех парадигм: гуманитарной, естественнонаучной и социально-экономической;

· формирования личности, нацеленной на самосовершенствование, способной к самостоятельному освоению новых знаний и творческой деятельности в различных областях науки и практики;

· социализации учащихся, призванной помочь им в будущем создавать сильные коллективы и организации в области научной, культурной и экономической деятельности;

· воспитание выпускников, направленное на формирование общества созидателей, а не общества потребителей.

Концепция развития школы базируется на трех ключевых позициях: принципы обучения, кадровая политика и корпоративная культура.

Принципы обучения

Школа стремится обеспечить подготовку выпускников, не допускающую пробелов в стандарте среднего образования, и предоставляет им особые возможности для углубления и расширения знаний по всем дисциплинам.

Образование в школе, кроме обязательных занятий, включает в себя:

· занятия по выбору учащегося в учебном плане (элективные курсы);

· дополнительные занятия (лекции, семинары, экскурсии в научные институты);

· консультации с учителями;

· индивидуальную работу (учебные исследования и подготовка докладов);

· соревнования во время каникул.

Предполагается расширить позиционирование школы как центра, обеспечивающего углубленную подготовку по математике и естественным наукам при сильном гуманитарном цикле, дополнив этот перечень экономическими и социальными дисциплинами, а также качественным преподаванием иностранных языков и информационных технологий.

Учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы, с одной стороны, предоставить самые широкие возможности для развития способностей каждого школьника, а, с другой, – не допустить перегрузку учащихся и избыточную концентрацию на «любимых предметах».

Достичь эти цели можно, используя индивидуальный подход к составлению учебных планов и оказывая психологическую поддержку учащимся специалистами-психологами. Для компенсации больших учебных нагрузок ученикам и сотрудникам необходим современный спортивный комплекс.

Кадровая политика

Создание команды учителей и администрации – это ключевой фактор реализации всей концепции. Условием приглашения нового сотрудника в школу, наряду с его профессионализмом, должно стать принятие им концепции школы и базовых ценностей корпоративной культуры.

Предполагается, что в школе будут работать, кроме штатных учителей, следующие категории преподавателей:

· учителя-совместители по основной программе;

· преподаватели вузов и научные работники, ведущие семинары и курсы;

· научные руководители проектов школьников;

· работники науки или культуры, приглашенные для чтения лекций;

· научные работники, ведущие занятия на базе НИИ и вузов.

Оплата труда сотрудников должна быть достойной, т. е. соответствовать их квалификации, а также обеспечивать им возможность не думать о дополнительных заработках.

Корпоративная культура

Главное отличие успешной организации от других подобных им организаций, работающих в той же сфере, состоит в наличии сильной корпоративной культуры, т. е. системы базовых ценностей, разделяемых членами организации, которые определяют и направляют организационное поведение, а также передаются новым членам организации.

К числу таких базовых ценностей современной школы относятся:

1. самоценность познания как важнейшей формы деятельности (в противовес прагматизму образования);

2. формирование универсальности интеллекта (в противовес тенденции к узкой специализации);

3. сотрудничество с профессионально и нравственно сильными людьми (как основа прогресса личности);

4. ответственность каждого человека за формирование собственной личности (школа создает условия и помогает ему в этом);

5. стремление к саморазвитию и самореализации на основе высокой культуры и порядочности;

6. первичность достижений человека по отношению к приобретаемому им статусу (статус как результат уровня и масштаба деятельности);

7. стремление к гармоничным отношениям с окружающей средой (природной и социальной); устойчивость к негативным влияниям.

Поскольку в школе велика «переменная» составляющая (одни учащиеся оканчивают школу, другие поступают в нее), корпоративная культура школы может поддерживаться за счет двух взаимодополняющих средств: создания коллектива учителей-единомышленников и организации взаимодействия учащихся.

V. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

НА 2015-2020 ГОДЫ

1). Условия и факторы, влияющие на выбор цели развития школы:

необходимость значительной дифференциации содержания образования как следствие развития современного высокотехнологического информационного общества;

потребности в профильном и углубленном изучении отдельных предметов и приоритетное выделение этих предметов из общего числа изучаемых предметов;

потребность организации послеурочной, коллективной, групповой и индивидуальной деятельности учащихся;

изменение условий бюджетного финансирования школ,

введение в стране единого государственного экзамена как основной итоговой оценки учебной работы школы.

2). Исходя из этого, общая стратегическая цель развития школы может быть сформулирована в виде: создание условий для получения обучающимися образования повышенного уровня, соответствующего государственным образовательным стандартам, а также потребностям общества и самих обучающихся.

3). Конкретными целями Программы развития школы на 2015 -2020 годы являются:

- совершенствование системы отбора наиболее подготовленных и способных учащихся;

- совершенствование содержания образования повышенного уровня;

- совершенствование учебно-воспитательного процесса в школе путем обобщения и развития собственного опыта работы и использования опыта других физматшкол, лицеев и гимназий,

- консолидация деятельности педагогического коллектива на основе системы базовых ценностей, разделяемых членами педагогического коллектива, коллектива учащихся и их родителей, которые определяют и направляют их организационное поведение, а также передаются новым членам этих коллективов;

- развитие школьных традиций, поддержка самовыражения детей, развития их личности, их чувства социальной защищенности;

- существенное повышение роли гуманитарных дисциплин и усиление уровня их преподавания;

- повышение уровня преподавания в школе за счет привлечения к работе в качестве основных учителей и по совместительству известных педагогов, сотрудников и преподавателей ведущих вузов, педагогическое развитие учителей;

- развитие продуманной системы внутришкольного контроля;

- совершенствование и развитие психологической службы школы, позволяющей снизить перегрузки обучающихся;

- развитие системы социального партнерства, расширение связи с научными институтами РАН, с ведущими Вузами Москвы;

- совершенствование структуры административного управления школой;

4). Целевые объекты программы и дополнительные возможности, открывающиеся перед ними в результате реализации программы:

Учащимся предоставляется возможность получения знаний путем понимания, а не заучивания материала, что особенно важно для будущих специалистов естественно-научного профиля; активное и успешное участие в олимпиадах и других соревнованиях без специальной подготовки; возможность получения и самостоятельной разработки интересных исследовательских тем от математики и информатики до истории и английского языка; развитие структурного мышления, – определения целей и задач, умения отделить главное от второстепенного, выделение элементов и их взаимосвязей, определение иерархии факторов; ориентация не на поступление в конкретный вуз, а на получение такого образования, которое позволит учиться и работать практически в любой сфере деятельности, в условиях постоянного появления новых профессий и быстрых изменений конъюнктуры рынка труда; обучение умению работать в коллективе, умению сотрудничать или организовывать общую работу; возможность участия в управлении образовательно-воспитательным процессом, развитие коммуникативных способностей, постижение азов управления, работы с людьми, возможность отстаивать свои права.

У родителей появляется возможность постигать педагогику воспитания, содействовать учебно-воспитательному процессу, воздействовать на окружающее общество в целях его изменения к лучшему для воспитания и развития детей, ограждать детей от негативных воздействий, предлагать для осуществления идеи, усиливающие сотрудничество и взаимопонимание между участниками образовательного процесса, учитывать образовательные потребности и индивидуальные особенности своих детей, оказывать влияние на состояние образовательного про­цесса и непосредственно участвовать в управлении школой.

Педагоги. Защита от администрирования и бюрократии; повышение уровня квалификации и профессионализма; развитие системы межпредметных связей, облегчающей усвоение школьниками учебного материала; объединение коллектива на основе выработки базовых ценностей, разделяемых членами педагогического и ученического коллективов, которые определяют и направляют их организационное поведение.

Администрация. Усиление возможности управления образовательно-воспитательным процессом; развитие творческого подхода к оценке труда педагогов по конечным результатам, а не путем мелочного контроля за их деятельностью. Успешное усвоение учениками программ обучения и поступление на бюджетные отделения заранее выбранных ведущих вузов, успешное выступление на соревнованиях и конференциях важнее, чем красиво написанные учебные программы и текущие оценки.

5). Конкретными результатами реализации программы развития могут быть:

· формирование ресурсной базы школы, обеспечивающей решение задач образования в полном объёме: подготовка выпускника, владеющего не только определёнными учебными, но и общечеловеческими знаниями и умениями, соответствующими актуальным и перспективным потребностям общества;

· совершенствование содержания образования: разработка углубленных спецкурсов по математике, физике и информатике с учетом уровня заданий группы «С» ЕГЭ, требований вступительных экзаменов МГУ, МФТИ, уровней олимпиадных задач;

· создание системы внутришкольной экспертизы качества образования;

· разработка заданий по моделированию физических и математических процессов на ПК в 9-11 классах школы;

· расширение работы по совершенствованию лабораторно-практической составляющей в преподавании физики и химии.

· привлечение выпускников к совместной работе через создание Совета выпускников.